Hosted by uCoz
 ПОЛАД БЮЛЬ-БЮЛЬ ОГЛЫ




Главная


Биография


Пресса


Гостевая


ПРЕССА


Дискография



Видео



Кино
проекты




Фото
разных лет

 

УВАЖАЕМЫЙ СОЛОВЕЙ!
(газета "Культура" 2005г)



В числе не очень многочисленных, но очень ярких звезд советской эстрады особенно выделялся выпускник Азербайджанской государственной консерватории Полад Бюль-бюль оглы. Может быть, секрет его успеха в том, что он совмещал в себе несколько совсем разных личностей.
В 1967 году вышла моно пластинка с 4 записями "Полад Бюль-Бюль оглы поет свои песни". Безусловным хитом на ней была не забытая до сих пор песня "Позвони" из кинофильма "Следствие продолжается". Даже в ней одной отчетливо было видно, чем так отличается молодой певец из Баку от прочих. Он, как правило, сам писал музыку для своих песен и эта музыка соединяла в себе ясную, простую мелодию и отчетливым восточным колоритом. Его песни были современны, но не примитивны, традиционны, но не скучны. И представлял их на сцене южный джентельмен, галантный и обаятельный. Он был одним из самых активно гастролирующих советских певцов, объездил не только СССР, но и побывал более чем в 70-ти странах мира. Продолжая писать музыку для кино, он начинает и сам сниматься. В титрах фильма "Не бойся, я с тобой" его имя появляется дважды: в качестве имени композитора и актера.
После почти 20 лет успешной концертной деятельности Полад Бюль-Бюль оглы почувствовал усталость. И решил прекратить выступления. Но ему тут же нашлось новое дело - политика. С 1988 года Полад Бюль-Бюль оглы - министр культуры Азербайджана. Он остается на этом посту до сих пор, и такой пример политического долгожительства - редкость в нынешнем мире. Одним из первых решений его на министерском посту был запрет на фонограммные концерты на территории республики.
Сегодня Поладу Бюль-Бюль оглы исполняется 60 лет.
С Юбилеем Вас, Маэстро!

КУЛЬТУРА газета 1009г.
"Звезды сошлись, вдохновение озарило!"
Елена ФЕДОРЕНКО (Интервью)

После премьеры "Любви и смерти" состоялась встреча композитора с постановщиками, исполнителями и зрителями своего сочинения. И встреча столь трогательная и желанная, что в пору именовать ее отдельным сюжетом на фоне премьеры. Народный артист Азербайджана, посол Азербайджанской Республики в России Полад Бюль-Бюль Оглы ответил на наши вопросы сразу после окончания спектакля.


- Какие чувства испытываете ?

- Безмерно счастлив, что один из старейших музыкальных театров России осуществил постановку балета азербайджанского композитора. В диалоге культур родился совершенно неожиданный спектакль. То, что произошло час назад, - это уже история.
Впечатления превзошли все мои ожидания. Быть может, потому что я - автор, но я старался смотреть на сцену объективно и увидел молодую, энергичную, азартную, профессиональную труппу, от которой исходит желание творчества. Каждый танцовщик стремился как можно лучше исполнить свою роль, а не просто выполнить то, что предписал балетмейстер. Огромная заслуга постановщика и артистов в том, что им удалось создать синтез классического балетного языка и восточного танца.
Вы же видели, как восторженно зрители приняли спектакль, кричали "браво", скандировали - и не приглашенная официально часть зала, а рядовая публика. Было ощущение театрального праздника.
Знаете, как бывает? И артисты танцуют хорошо, и музыканты играют хорошо, и спектакль красивый, а получается - ну просто нормально, и все. А здесь - звезды сошлись, вдохновение озарило.


- Игрой оркестра довольны ?

- В высшей степени. Поражен, как артисты симфонического оркестра театра тонко прочувствовали национальный колорит, сам дух музыки, особенно группа ударных инструментов. Это очень сложно.


- В процессе репетиций встречались с дирижером ?

- С Фабио Мастранджело встретился вчера впервые, до этого только по телефону разговаривали, и я, честно говоря, спрашивал и переспрашивал: "Смогут ли музыканты сыграть все, как надо?" Смогли! Исполнение выше всяких похвал. Маэстро родом с юга Италии, и его темперамент ощущается во всем. Вчера после репетиции мне даже пришлось попросить его играть немножко сдержаннее по темпам, и он выполнил мою просьбу.


Все-таки музыка балета - с сильным азербайджанским колоритом, который музыканты передали с большим чувством и тактом. Группа ударных сыграла сложнейшую по ритму партитуру не хуже любого восточного музыканта. Ударники - все шесть человек - поразительно точно освоили новые для них ритмы, а их, как ни выписывай в нотах, надо чувствовать. Вчера попросил группу деревянных духовых, у которых сложные сольные куски (особенно у флейт, гобоя, английского рожка, кларнета), в каких-то местах добавить души, сыграть даже ad libitum. И на премьере они так чутко провели мелодии, настолько интонационно чисто играл оркестр, что даже придраться практически не к чему.


- Как родилась идея постановки "Любви и смерти" в Екатеринбурге ?

- Идея принадлежала Министерству культуры России, которое выделило средства на постановку. Важно, что этот проект продолжил традицию, - ведь когда-то на русской сцене постоянно ставились произведения азербайджанских композиторов. Балеты Кара Караева "Семь красавиц" и "Тропою грома" шли в Кировском театре, Юрий Григорович ставил "Легенду о любви", популярен был балет "Тысяча и одна ночь" Фикрета Амирова. Тогда мы жили в одной стране. Сейчас, когда живем в суверенных государствах, подобные постановки имеют особое значение. Спектакль по мотивам азербайджанского эпоса, рожденный на уральской земле, в постановке русского хореографа - огромное событие в отношениях между нашими странами.
Конечно, мне хотелось бы поблагодарить Министерство культуры Российской Федерации, руководство театра и лично директора Андрея Шишкина. Знаете, театр оперы и балета - это особый организм, где практически сосуществуют несколько трупп: оперная, балетная, оркестр, постановочные службы. Управлять таким огромным хозяйством, наверное, сложнее, чем заводом или фабрикой, и Екатеринбургскому театру повезло с директором.


-"Китаби Деде Горгуд" для Азербайджана значит не меньше, чем и "Песни о Нибелунгах" для Германии. В ЮНЕСКО даже разработан глобальный проект совместного изучения этих старейших письменных памятников. Почему героический эпос вдохновил вас - композитора, работающего в разных жанрах, на создание именно балета ?

- В этом древнем эпосе - чувства, мысли, судьбы многих и многих поколений, и он вдохновлял разных художников. Есть фильм "Деде Горгуд", несколько драматических спектаклей. Я же решил идти не по эпизодам, а взять некую философскую сущность, притчу, передающую особую ментальность азербайджанского народа. Показалось, что в пластике раскрыть духовный мир родного народа смогу убедительнее. Условность, свойственная хореографии, дает свободу для выражения чувств. В создании "Любви и смерти" значительна роль первого балетмейстера, поставившего спектакль в Баку, - Вакиля Усманова.


- Спектакль в Екатеринбурге иной ?

- Это настолько разные спектакли, что их даже не стоит сравнивать. В бакинском, помимо балетных артистов, участвовал Государственный ансамбль танца - почти 60 человек. Здесь такой возможности не было, но Надежда Малыгина предложила замечательное режиссерское решение с быстрыми переодеваниями кордебалета, благодаря чему создается ощущение большой массы людей. Особенно в сцене боя, который сделан, если можно так сказать, кинематографично.
Уральский спектакль более цельный, что закономерно: Надежда Малыгина имела готовый нотный материал и в записи, и в клавире, воспринимала эту музыку целостно - от начала до конца. Тогда как Вакиль Усманов ставил в процессе написания музыки, что объективно гораздо труднее.


- Это был процесс совместного сочинения спектакля ?

- Когда мы начали работать, уже существовали отдельные фрагменты музыки, но темы еще не были развиты в балетные формы. Вакиль советовал: из этой темы нужно сделать адажио, а здесь нужен бой. Многие мелодии я просто наигрывал на рояле, а дальше - подпевал: "тра-та-та". И под это "тра-та-та" Вакиль ухитрялся что-то придумать. Иногда он "тащил" меня за собой. У меня было немало обязанностей на должности министра культуры, и я был ограничен по времени. Обещал написать какой-то кусок через неделю, а успевал - через месяц, чем ставил его в неудобное положение. Вакиль - воспитанник петербургской (ленинградской) школы, но работает в Вене, где все четко по графику. Он вырывался на три дня в Баку и понимал, что ничего нового я не приготовил. Приходилось садиться за работу ночью - человек приехал, неудобно. Еще за день до премьеры вносил в музыку правки. Как всегда бывает в творческой работе, мы спорили, и Вакиль иногда немножко обижался. А в Екатеринбурге я от всего этого был избавлен - пришел на готовый спектакль как гость.


- Обычно композиторы сопротивляются, когда хореографы сокращают или перекраивают партитуру. Вы спокойно отнеслись к музыкальным перестановкам ?

- Мы встречались с Надеждой Малыгиной, она предложила новое либретто, попросила поменять местами кое-какие музыкальные куски. Поначалу спорили, но когда я понял, что она глубоко погрузилась в материал, увлеклась идеей, что для нее это не проходной спектакль, то полностью доверил ей музыку, понимая, что хуже она не сделает. Ей важно было "прочесть" эпос по-своему, она его серьезно изучала, ездила в Баку, сидела в этнографических музеях. Ее творческая отдача вызывает уважение.


- Бакинский спектакль ставился в афишу нечасто, а как, на ваш взгляд, сложится судьба уральского ?

- Прежде всего надо пригласить балет в Баку, чтобы азербайджанцы смогли познакомиться с новой версией спектакля. Наш итальянский дирижер не без оснований полагает, что балет будет востребован и в Европе. Так что будем работать над организацией гастролей.

(ИТАР-ТАСС 01.02.2010)

Итогом интернационального творческого содружества стал балет народного артиста Азербайджана Полада Бюль-Бюль оглы, поставленный Екатеринбургским театром оперы и балета. Эту постановку, премьера которой состоялась летом прошлого года, 3 февраля увидят москвичи на сцене Большого театра. Предстоящему культурному событию была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся сегодня в ИТАР-ТАСС.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сказал, что, по его мнению, это "один из самых удачных современных балетов последнего десятилетия". Возглавляемый Швыдким Фонд гуманитарного сотрудничества поддержал этот совместный проект.
Говоря об авторе балета, известном композиторе и исполнителе Поладе Бюль-Бюль оглы, он подчеркнул, что в России его знают как автора и исполнителя множества популярных произведений, а в настоящее время "он многое делает в качестве посла Азербайджана в России для укрепления и развития наших многосторонних связей". Как подчеркнул генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, "мы искренне рады, что театр из Екатеринбурга привозит балет в Москву и мы с удовольствием предоставим сцену для его показа". Руководитель Большого театра напомнил о том, что два года назад эта труппа гастролировала в Екатеринбурге, постановщики из Большого театра перенесли оперу "Царская невеста" на местную сцену, а сейчас балетмейстер Людмила Семеняка восстанавливает здесь балет "Лебединое озеро".
В свою очередь главный виновник торжества Полад Бюль-Бюль оглы, который, кстати, в предстоящий четверг отмечает свой 65-летний юбилей, напомнил о плодотворных контактах мастеров искусств двух наших стран, о том, что лучшие балеты азербайджанских композиторов, в том числе "Легенда о любви", "Тропою грома" шли на сценах Большого театра и Мариинки. "Для меня показ моего балета в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Золотая Маска" - "Маска Плюс" - поистине эпохальное событие", - сказал автор. Он также поделился своими впечатлениями о прошедшем неделю назад в Баку российско-азербайджанском форуме по гуманитарному сотрудничеству, в котором участвовали виднейшие деятели культуры двух государств. Он сообщил, что этот форум решено ежегодно проводить поочередно в Москве и в Баку.

«Комсомольская правда» (04.02.2010)


Полад Бюль-Бюль оглы: «На съемках фильма я чуть не сгорел заживо!...»
Анастасия КОЗЛОВА, Михаил АНТОНОВ.

- Свой день рождения я всегда отмечаю на широкую ногу, - поделился с нами Бюль-Бюль оглы. - Вчера в Большом меня поздравил коллектив Екатеринбургского театра оперы и балета спектаклем «Любовь и смерть», к которому я написал музыку. А сегодня придут родные и близкие - всего 250 человек!


- Вы довольно рано стали популярным (к 17 годам Полад написал свои первые хиты «Песня о Москве», «С первого свидания». - Ред.), а потом вышел легендарный фильм «Не бойся, я с тобой»...

- Я чуть не сгорел на съемках! Должен был прыгать на горящую кучу хвороста. Хорошо, что каскадеры уговорили меня привязать страховку, - смеется певец. - Пиротехник для пущего эффекта смешал солярку с керосином, облил хворост. Я прыгнул, но пламя было огромное, да еще пары керосина и солярки ядовитые... В общем, у нас в этой сцене даже две камеры отказали, и, если бы не веревка, я бы сгорел... А еще мы очень расстроились, когда съемки закончились, а зритель картину увидел только спустя девять месяцев, потому что власти неодобрительно относились к сценам с карате и всячески запрещали их.


- Ну не зря зритель ждал эти девять месяцев: в конце картины зрительницы плакали, а многие и сегодня с замиранием сердца смотрят фильм. Сейчас душевное кино - редкость?

- Новое время диктует свои правила. Нынешнее поколение создает то, что востребовано. Наверное, это правильно. Сам я почти не смотрю телевизор. Только новости. Я же посол - должен быть в курсе событий. (В 2006 году Полад был назначен послом Азербайджанской Республики в России. - Ред.)


- А чего в вашей жизни теперь больше - культуры или политики? И может ли политика быть культурной?

- Я многие годы посвятил культуре - она во мне сидит крепко! Но сейчас я занимаю высокую дипломатическую должность, поэтому живу политикой. Вот и стараюсь, чтобы все, что я делаю сейчас, не шло вразрез с культурой. Честно говоря, удается с большим трудом...

Если у вас сохранились ранние газетные публикации о творчестве композитора или редкие фотографии
присылайте их в адрес администрации сайта. Мы будем вам очень признательны.

Вышла из печати книга


Автор
Книга-роман рассказывает о судьбе и творческом пути композитора.

Юбилейная карикатура




Hosted by uCoz





© Неофициальный сайт 2009 - 2011.
Адрес администрации: soloveybacu@yandex.ru>




Hosted by uCoz